Специалистам на Руси: как выбрать перспективную профессию
Харитонов Сергей, корпоративный тренер InfoWatch
Помнится, лет так 15-20 назад, было крайне модно и очень престижно иметь 2, а в идеале 3, высших образования. Помимо престижности, для обладателя «обоймы» высших образований, включающей, как минимум, юридическое и экономическое образование, открывались безграничные перспективы карьерного и материального роста, а если есть еще и знания в голове, помимо заветной корочки, так это как «взлет на форсаже», бах, и ты уже начальник отдела, департамента, а то и заместитель генерального директора какой-нибудь крупной компании со всеми вытекающими финансовыми последствиями.
Время шло, экономические и геополитические катаклизмы делали свое дело и, практически, в один миг похоронили эру безудержного, необдуманного расходования бюджетов отечественных компаний. На трон взошла королева «оптимизация». Теперь стало неважно сколько корочек ты имеешь, во главу угла встал КПД, генерируемый нанятым на работу сотрудником, его реальный вклад в деятельность компании, реальные навыки и умения, способные принести пользу. Фокус той самой «оптимизации» сместился от количества к качеству. «Волшебный пинок» не заставил долго себя ждать, и как минимум треть сотрудников была вынуждена либо искать новое место работы, либо приобретать новые профессиональные компетенции.
И это люди, которые уже не один год работали по профессии, имели практический опыт! Что же тогда говорить о тех, кто только подходил к финишной черте 4-5 летнего студенческого забега?! Наличие опыта работы по профессии, в идеале не менее 5 лет, знание профессионального английского языка и компьютерная грамотность стали незаменимыми атрибутами требований к должности какого-нибудь менеджера по продажам с заработной платой в 50 – 60 тыс. рублей. Таким образом, если студент-выпускник не имеет background в виде, например, семейного бизнеса или родительского протеже, перспективы вырисовываются весьма и весьма туманные.
Несомненно, оптимизация деятельности любого хозяйствующего субъекта, рациональное бюджетное планирование и жесткий контроль – это абсолютно правильные и перспективные инструменты менеджмента. И только с помощью таких инструментов компания может выживать и развиваться в нынешних экономических реалиях. И современному абитуриенту важно понимать, что в этих условиях он будет жить и работать дальше, будет начинать свою профессиональную карьеру, что от выбора будущей профессии зависит как быстро он сможет добиться успеха и благополучия!
Как показывает практика, многие абитуриенты к моменту поступления в высшее учебное заведение не имеют определенного представления и понимания кем быть, какую профессию выбрать или не могут определиться между двумя или тремя направлениями подготовки! Практически 80% абитуриентов и их родителей интересуется перспективами трудоустройства и возможностями совмещать учебу с работой, желательно с 1 курса обучения. Наличие широкой партнерской сетки, куда будущий студент может устроиться на стажировку с последующим трудоустройством, является неоспоримым преимуществом высшего учебного заведения, а также его студентов. К концу обучения студент такого ВУЗа, совмещающий работу с учебной, имеет заветные 3-4 года работы по профессии, значительно ускоряющие его профессиональное развитие и карьерный рост. Репутация такого ВУЗа среди работодателей также значительно укрепляется. Возникает так называемый синергический эффект!
Одним из таких перспективных направлений подготовки, обеспечивающих будущему специалисту все вышеперечисленные плюсы, являются информационные технологии. И это вполне закономерно, так как ежегодно в нашей стране выпускается около 55000 специалистов, представителей IT специальностей, а потребность рынка на сегодняшний день составляет не менее 65000. Таким образом, мы видим полное отсутствие конкуренции, дефицит составляет 10000 человек. И все это при том, что мир информационных технологий развивается все стремительнее. И с его развитием растет спрос на квалифицированных IT-специалистов: по оценкам экспертов, ежегодно потребность в них увеличивается на 25%.
Давайте проанализируем на какую заработную плату может рассчитывать начинающий IT специалист и что его ждет впереди. Тут сразу стоит выделить современный тренд, заключающийся в приеме на работу «сырого» специалиста и взращивание его под IT нужды компании. Объясняется это несколькими факторами. Во-первых, такому специалисту не надо много платить. Точнее сказать, не надо платить столько, сколько придется платить, к примеру, программисту с 5 летним опытом работы - как минимум раза в 4 больше. Во-вторых, пойди еще найди на рынке такого специалиста. И в-третьих, психологический аспект, заключающийся в привыкании сотрудника к месту работы и его желанию развиваться в одной компании.
Обобщая все позиции рынка труда в сфере IT можно выделить 4 ключевые группы позиций:
- Студенты IT специальностей.
- Разработчики программного обеспечения (программист, системный аналитик и т.д.).
- Специалист по информационным системам и технологиям (системный администратор, инженер, специалист по внутренним и внешним сетям, специалист по информационной безопасности и т.д.)
- Высший руководящий состав в сфере IT (начальник IT департамента, руководитель отдела и т.д.).
Таким образом, первым действующим лицом нашего анализа (анализ проводился при помощи ресурсов Headhunter.ru, а также SuperJob.ru. Выборка анализа включала в себя предложения на рынке труда по позициям трудоустройства, а также средний уровень заработных плат по той или иной позиции) будет являться студент 1-4 курса обучения по программе бакалавриата, IT направления. По данным лидеров практико-ориентированного образования, развивающих программы подготовки совместно с IT компаниями в форме социального партнерства, средняя стартовая заработная плата студента 1-2 курса, прошедшего испытательный срок 2-3 месяца, составляет 28 тыс. руб. Индексация заработной платы по годам обучения составляет от 30% до 50%. Средний уровень заработной платы на 4 курсе обучения составляет 50 тыс. руб.
Разработчики программного обеспечения (в зависимости от знаний языков программирования) могут рассчитывать на оплату труда в среднем по позициям от 100 до 180 тыс. руб. Максимальные значения достигают уровней от 150 до 250 тыс. руб.
Специалисты по информационным системам и технологиям подвержены наибольшей конкуренции на рынке труда в сфере IT. Уровень предложения заработных плат (в зависимости от должности и зоны ответственности) в среднем по позициям колеблется от 60 до 100 тыс. руб. Максимальные значения располагаются в диапазоне от 90 до 160 тыс. руб.
Средний уровень заработных плат высшего руководящего состава в сфере IT зависит от размера компании, а также зон ответственности и профессиональных компетенций, по позициям составляет от 150 до 250 тыс. руб. Максимальный размер заработных плат по руководящим позициям достигает от 350 до 500 тыс. руб.
Подводя итог, стоит отметить, что в основе выбора профессии, безусловно, должно лежать не только стремление к благополучию и карьерному росту! Всем известно, что работа должна приносить еще и удовольствие! Поиск и раскрытие талантов, увлечений – это предшествующий выбору этап, при успешном прохождении которого у будущего студента, как правило, не остается сомнений в выборе профессии. Однако, путеводителем на «развилках» профессиональных дорог, как правило, выступает старшее поколение и родители, и при должном внимании к дополнительному образованию и развитию ребенка сомнений «кем быть» на страте «студенческого забега» у будущего высококвалифицированного специалиста не останется.
Полное или частичное копирование материалов возможно только при указании ссылки на источник — сайт www.infowatch.ru или на страницу с исходной информацией