О деструктивных группах в соцсетях, смартфонах и многом другом
Недавно я приняла участие в передаче Анны Шафран "Стратегия", на радиостанции "Вести. ФМ".
Естественно, по следам печальных событий, Анна задавала вопросы о деструктивных группах в соцсетях, к которым относятся и школьные расстрелы (от английского school shooting).
Я сказала, что, на мой взгляд, излишняя привязанность школьников к компьютерным технологиям вредна. Возьмём для примера смартфон.
Три особенности смартфона
1. Имеет прямой выход в интернет, где всего один шаг до разной дряни – порнографии, брани, грубости, унижения. И два шага – до наркотиков и деструктивных течений.
2. Канал этот скрыт от родителей – мало кто из них проверяет смартфон ребёнка.
3. Имеет приложения соцсетей, которые вовлекают детей в разные, в основном деструктивные группы, и этот деструктив превышает позитив в разы.
Вот и получается, что дети остаются с этими джунглями один на один. И если содержание телепередач подчиняется закону N 436-ФЗ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 21 декабря 2010 года, то содержимое смартфона никто не ограничивает, и закон здесь не работает.
Борьба с деструктивом в соцсетях
Конечно, МВД и ФСБ постоянно борются с деструктивными группами и вычисляют потенциальных убийц. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что с 2018 года было предотвращено несколько десятков школьных расстрелов. Тем не менее, персонаж из Казани, например, в соцсетях замечен не был, хотя влияние скулшутинговых групп в его поведении прямо прослеживается.
Надо сказать, что борьба со скулшутинговыми группами тоже ведётся. Регуляторы договариваются с соцсетями о запрете таких групп. Однако их организаторы перекочёвывают в группы о преступниках, маньяках, серийных убийцах. По данным компании «Крибрум» в настоящий момент общее количество пользователей, являющихся потребителями информации из этих групп – более 830 тысяч, среди них более 160 тысяч подростков от 14 до 17 лет. Получается, что одни деструктивные сообщества и группы уничтожаются, но на их месте, как у гидры отрастают новые «щупальца» …
Уход деструктивных групп в анонимность
Хуже того – группы эти уходят в среды, обеспечивающие им анонимность - телеграмм-чаты, чаты в онлайн-играх сети и т.д. За ними «перетекают» дети и подростки, потребляющие такой контент. А контроль над этими анонимными средами и каналами распространения установить невозможно.
Итого
В итоге ребенок остается один на один с этим разрушающим сознание потоком мерзости. При этом дети вместо нормальных детских игр всё больше погружаются в свои устройства. Я как-то пришла в школу днём – половина детей сидят или стоят, уткнувшись носом в смартфоны – они не общаются, не играют друг с другом, они «втыкают» в устройство. Не приходится удивляться ранним проблемам со зрением и почти поголовным сколиозам у школьников.
Честно говоря, я вообще считаю, что чем позже ребёнок получит смартфон, тем лучше для его психического здоровья. У меня есть друзья, весьма состоятельные люди, чьи дети в принципе не имеют смартфонов. Зато они каждый вечер играют во дворе. Так бы всем нам…
P.S.
Мои глубочайшие соболезнования родным и близким жертв вчерашней трагедии. Дай Бог вам силы! А общество, как мне кажется, должно сделать всё возможное, чтоб не допустить этого ужаса еще раз.