Наталья Касперская: отказ от бумаги в госсекторе — это диверсия

На ЦИПР-2025 обсуждались стратегии и вызовы цифровой трансформации госаппарата. Главное, на что обратила внимание Наталья Касперская — цифровизация госуправления связана с повышенными рисками для страны и для граждан.

Модный тренд приводит к серьезной уязвимости

В погоне за модным трендом люди забывают, что цифровизацию питают данные, а при оцифровке они становятся подвержены рискам информационной безопасности. Их, в свою очередь, на 100% исключить нельзя. Человечество не смогло гарантированно избавиться от ИБ-рисков на нынешнем этапе развития и вряд ли сможет в обозримой перспективе.

Слабое звено

В ИБ-сфере уровень уязвимости оценивается по слабейшему звену. В России этим звеном является аппаратное обеспечение. Помимо клиентских и серверных устройств, в основе которых лежат зарубежные разработки, для работы с чувствительными данными люди пользуются смартфонами. Практически все смартфоны — это иностранные платформы, которые основаны на американских и китайских облачных сервисах. Это означает, что все наши данные могут быть доступны в США и КНР.

От перехвата данных не спасает использование даже самого доверенного российского ПО. Перехват может осуществляться на аппаратном уровне: ни США, ни КНР не будут два раза думать встраивать или не встраивать в свои платформы аппаратные уязвимости и «бэкдоры».

Наталья Касперская подчеркнула, что в обозримой перспективе в России заместить аппаратные платформы на российские решения невозможно. 

Электронный кнут для чиновника

Идеологи цифровизации рисуют картину, когда перевод государственных сервисов и услуг в «цифру» кратно повысит комфорт людей и эффективность системы в целом. Однако со стороны чиновников процесс стремительной цифровизации встречает отторжение и неприятие, особенно на региональном уровне. 

По существу, цифровизация для многих чиновников это «электронный кнут», который загоняет работу участников системы госуправления в колею и постоянно добавляет работы. 

Обратный удар

Наталья Касперская рассказала, что, если процесс цифровизации системы госуправления будет продолжен в том же темпе, это приведет к ситуации обратного удара: людям станет сложнее пользоваться государственными сервисами и получать адекватную обратную связь.

Противодействие со стороны чиновников и жесткий KPI по цифровизации приведет к замещению в качестве ответного звена человека-чиновника на электронного помощника. Многие из нас сталкиваются с такими «электронными болванами» при обращении в службы поддержки банков, операторов связи, онлайн-ритейла. Человеку добиться от «электронного болвана» реальной помощи практически невозможно, а пробиться через него до живого оператора бывает сложно, если вообще возможно. При этом системы чат-ботов создают красивую статистику по числу обработанных «обращений» и пользователей, которым они «помогли». 

Как показывает практика, полезными «электронных болванов» не делает даже внедрение ИИ-технологий.

Искусственный — вовсе не интеллект 

Другой модный тренд в системе госуправления, на который обратила внимание Наталья Касперская — это повсеместное внимание к искусственному интеллекту и попытки сделать использование ИИ-технологий обязательными.

Системы ИИ по своей природе показывают ложноположительные и ложноотрицательные срабатывания, а говоря простым языком — глючат. Кроме того, ИИ — это «черный ящик», который работает по своим внутренним алгоритмам. Нельзя давать ИИ право принимать ответственные решения, будь то работа в государственных, медицинских или иных системах.

Да, люди тоже ошибаются, однако человек несет ответственность за свои ошибки, а ИИ — нет. Кто будет нести ответственность за принятое ИИ решение, которое привело к плачевным последствиям? Программист создал систему, ее дальнейшее машинное обучение на основе вводимых данных вне его власти. Заказчик получил готовое решение «из коробки» и тоже не может нести полную ответственность за ее работу.

Наталья Касперская подчеркнула, что на ИИ возлагать излишние надежды не стоит. Любая новая технология проходит пик хайпа, затем интерес падает. При этом не каждая технология проходит проверку временем. К примеру, несколько лет назад такой хайповой технологией в том числе в госсекторе был блокчейн. Теперь про него почти не вспоминают.

Следует дождаться, когда технологии ИИ выйдут на плато производительности и применять его разумно, не полагаясь всецело на предлагаемые ИИ-решения.

Отказ от бумаги — это диверсия

На фоне шумихи, которая сопровождает процесс цифровизации, внедрения «умных» сервисов и технологий машинного обучения, люди забывают про очевидные вещи. Все эти технологии зависят от электричества и подключения к Интернету.

Уже сейчас в ряде регионов страны отключение мобильного и стационарного Интернета входит в рутину, а дальше может стать нормой повсеместно. К перебоям с электроэнергией может привести множество разных факторов и случайностей. Как в таком случае пользоваться электронными сервисами и услугами, получать доступ к документам?

По убеждению Натальи Касперской, отказ от бумажного документооборота — это настоящая диверсия. Если сейчас переведем в «цифру» всю работу госаппарата, окажемся слепыми и глухими в моменты кризиса.

Стратегия снижения рисков

На ЦИПР-2025 Наталья Касперская сказала, что сейчас у страны нет надежного щита, который защитит нас от ИБ-рисков, зато есть множество уязвимостей и «дыр».

Чтобы противодействовать этому, процесс цифровизации должен быть жестко и неразрывно связан с информационной безопасностью. Каждая новая ИТ-система должна анализироваться на предмет рисков и уязвимостей. В соответствие с этим должны разрабатываться и внедряться системы защиты. 

Нынешний «зоопарк» технологий, существующих в отрыве от киберзащиты, создает дополнительные угрозы. Эту ситуацию требуется в скорейшем времени решить, иначе дальше все будет только хуже.

Блог Натальи Касперской

Подпишитесь на рассылку
Получайте новости, дайджесты и анонсы от InfoWatch каждый день
Подписаться на рассылку
l.12-.057c.834-.407 1.663-.812 2.53-1.211a42.414 42.414 0 0 1 3.345-1.374c2.478-.867 5.078-1.427 7.788-1.427 2.715 0 5.318.56 7.786 1.427z" transform="translate(-128 -243)"/>