Новости компании

07 мая 2020

Наталья Касперская приняла участие в пресс-конференции ТАСС, посвященной результатам исследования мифов о ВОВ в соцсетях

Президент группы компаний InfoWatch приняла участие в пресс-конференции ТАСС «Великая Отечественная война: манипуляции, фальсификации и информационные атаки». Мероприятие было посвящено результатам исследования информационных кампаний в российских соцсетях, дискредитирующих роль Советского Союза в победе в Великой Отечественной войне (ВОВ).

Исследование провели эксперты компании «Крибрум», входящей в состав ГК InfoWatch и социологи Высшей школы современных социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова. В зону интереса исследователей попали публикации в русскоязычном сегменте социальных сетей с 2014 по 2020 год.

По словам директора аналитического департамента компании «Крибрум» Артема Курицына, в исследовании изучались пять основных мифов: термин «победобесие», впервые появившийся в 2005 году и очень активно распространяемый с 2015; блок «Нам нечем гордиться»; тезис «коммунизм = фашизм»; блок «СССР — виновник начала войны» и обвинения СССР в ведении оккупационной политики.

Исследователи нашли и проанализировали с помощью системы мониторинга и анализа социальных медиа «Крибрум» свыше 4,7 млн сообщений на данные темы. Эти сообщения опубликовали более 1,3 млн пользователей, а количество просмотров контента по вышеперечисленным темам исчисляется сотнями миллионов. По некоторым темам количество сообщений за прошедшие годы увеличилось в 18 раз, по другим — наблюдается линейный рост, что нехарактерно для обычного срока существования мемов в сети. А значит, такой рост вызывается искусственно. Так, например, по термину «победобесие», разрушающему значение праздника победы, наблюдался именно линейный рост сообщений. Параллельно росло количество сообщений и о том, что 9 мая — день скорби, и гордиться им особо не нужно.

Все приведенные тезисы показали рост в российских соцсетях с 2014-2015, то есть после присоединения Крыма к России. По мнению одного из главных спикеров пресс-конференции, президента компании «Крибрум» Игоря Ашманова, линейный рост популярности мифов, связанных с ролью СССР в ВОВ — нетипичен для интернета, где на графиках интереса к популярным мемам, как правило, четко видны резкие рост и падение количества опубликованных сообщений и их просмотров. По словам Ашманова, с 2014 года по настоящее время идет намеренная накачка российского сегмента интернета токсичным контентом по вышеперечисленным темам, связанным с ВОВ. Цель таких вбросов — разрушение ялтинского устройства мира и пересмотр результатов войны.

Президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская полагает, что «большая часть такого контента нацелена на молодежь, а не на взрослых людей, выросших в советские времена и имеющих устойчивую картину мира. Для нынешних подростков Великая Отечественная война — событие далекое и нереальное. Другая сложность в том, что история сегодня не интересна молодым людям. И, наконец, основная трудность — в несформированности ориентиров для подростков и молодежи. В отсутствие нравственных «маяков» и единой четкой позиции по этим вопросам молодые люди представляют из себя чистое поле для манипуляций, на котором фальсификаторы сеют свои семена».

Наталья Касперская полагает, что противодействовать этому можно — например, с помощью выхода законов и положений, при которых явные фальсификации и вбросы будут не только осуждаться, но и признаваться незаконными. С помощью создания ценностных ориентиров для молодежи — учебника истории, основанного на подтвержденных фактах. И, наконец, с помощью «засеивания» медийного пространства позитивным контентом, который бы серьезно противодействовал негативной, импортирующейся в Россию повестке, фальсификациям и информационным атакам. Глава InfoWatch также отметила необходимость создания сразу нескольких чистых источников, рассказывающих о разных аспектах ВОВ, о реальном положении дел и транслирующих воспоминания ветеранов — уже ушедших или еще живых.

 

Полное или частичное копирование материалов возможно только при указании ссылки на источник — сайт www.infowatch.ru или на страницу с исходной информацией

Подпишитесь на рассылку INFOWATCH