Один день в профессии "Корпоративный тренер"
Есть такое призвание – людей обучать. Кто-то передаёт свои знания детям, а кто-то работает со студентами. А ещё есть корпоративные тренеры, которые помогают компании выращивать будущих профессионалов, а партнерам – эффективнее работать с нашими продуктами. Вот о том, кто такой корпоративный тренер и чем он занимается, мы поговорим в рубрике «Один день в профессии».
Ирина Рыжкова
ведущий корпоративный тренер
Ирина, как давно ты работаешь корпоративным тренером?
Корпоративным тренером я работаю уже три года. До прихода в ИнфоВотч была специалистом по защите информации в компании «РЖД». Изначально в ИнфоВотч мне предложили должность инженера внедрения. Тогда я подумала, что мне предстоит заниматься чем-то другим. Но когда прошла собеседование, поняла, что это та же информационная безопасность, только специфика задач интереснее, чем у просто специалиста по безопасности.
Я была очень рада, когда меня пригласили в ИнфоВотч. Первое время усиленно изучала материалы, участвовала в проектах. Было дико интересно. Но со временем стало понятно, что девушка инженер-внедрения – это не очень правильно: нужна мужская сила! :) В тот момент требовались специалисты в техническую поддержку и меня перевели туда. Практически сразу я поняла, что это направление не мое. Благо, что наша компания заботится и ценит сотрудников, меня услышали и перевели в отдел обучения, который стремительно развивался на тот момент и нуждался в дополнительных кадрах.
Чем привлекает тебя такая профессия?
Первый год я старательно вникала во все рабочие процессы. Мне было безумно интересно рассказывать про продукт, общаться с новыми людьми. Лично для меня здесь было больше творческой составляющей, чем в технической поддержке. Когда ты что-то создаешь, это намного круче, чем когда просто что-то эксплуатируешь. У нас есть такая возможность!
Создавая продукт и обучая ему других, ты видишь результаты своей работы. Это именно то, что меня вдохновляет, дает силы работать. Я чувствую, что реализовываю себя как профессионал. Ведь ты не просто людей обучаешь, но и сам при этом постоянно растешь.
Какие творческие подходы используешь в работе?
В связи с ростом нагрузки и количества продуктов, которые мы обслуживаем, момент творчества постепенно уходит на задний план. Я очень надеюсь, что скоро можно будет выдохнуть и снова начать творить. Конечно, невозможно повторять одно и то же на протяжении трёх лет, чтобы не выгорать. Поэтому я давно лоббирую тему онлайн-обучения. То, что мы делали для внутреннего обучения, пора обновлять. На это сейчас катастрофически не хватает времени. Как только высвободится минутка и появятся новые люди в нашем отделе, то откроется второе дыхание, и мы обязательно всё обновим, сделаем более качественный контент, видеоролики.
Для этих целей меня отправляли на курсы Adobe Premiere. Сейчас я уже самостоятельно, по своей собственной инициативе и в свое свободное время, изучаю Adobe After Effects для того, чтобы иметь возможность создавать качественный контент. Теперь я очень хочу применить полученные знания на практике.
Расскажи, пожалуйста, как строится твой рабочий день? Чем приходится заниматься?
У нас есть определенное расписание, и в зависимости от него мы проводим внутреннее и внешнее обучение, сертификации. Получается, что каждый день у нас разный, но из недели в неделю расписание повторяется. У меня много должностных обязанностей. Я занимаюсь вводным обучением для новых сотрудников, отвечаю за учебный портал. Сейчас мы перешли на онлайн обучение, и я назначаю курсы, отсылаю новечкам приветственные письма, поддерживаю их в течение месяца, пока они обучаются.
К отделу обучения прикреплен контроль качества работы инженеров технической поддержки – а это коучинг. За него я также ответственная, веду регламент контроля качества работы. Еженедельно у нас проходят калибрационные встречи (калибровка мнений группы коучинга для установления стандартов тренинга – прим.ред.), на которых мы разбираем те или иные тикеты, выявляем проблемы, устанавливаем новые правила, разговариваем с инженерами, указываем, на что стоит обратить внимание. Если инженер хорошо работает, то наоборот проводим мотивационную встречу, хвалим его и поддерживаем в работе, чтобы он не занижал планку и понимал, что его работу видят и ценят.
Каждую среду мы принимаем экзамены как у внешних подрядчиков, так и у внутренних. Порой можно в течение всего дня сидеть, не вставая на перерыв, и принимать экзамены. Это непростое дело! На одного человека уходит минимум час, и за это время тебе нужно убедиться, что человек полностью знает систему, владеет всей необходимой информацией и достоин сертификации.
Вместе с Иваном Павловым мы проводим регулярные внутренние и внешние обучения. Внешние – для заказчиков и партнеров, внутренние – для наших инженеров. Они проходят каждую неделю по четвергам и пятницам. Это два полноценных дня, когда мы работаем с клиентами, партнерами. А в понедельник мы эту работу доделываем – заводим сертификации по каждому из этих людей, рассылаем письма, выдаём материалы после обучения, консультируем, каким образом будет приниматься экзамен, и т.д.
На все эти процессы уходит много времени. Иногда случаются внеплановые обучения.
Ещё я отвечаю за обучение по Endpoint Security, Targeted Attack Detector и Attack Killer. Но эти продукты у нас не настолько популярны как Traffic Monitor. Сделав онлайн-курсы для Endpoint Security и для Targeted Attack Detector, я мечтаю разработать их и для других наших продуктов.
Я считаю, что это идеальный вариант. Основываясь на моём опыте и отзывах людей, которые проходили наше обучение, онлайн-курсы наиболее эффективны, потому что, во-первых, человек может приступить к занятиям в удобное для него время, а во-вторых, обучение будет разбито на маленькие блоки, которые длятся 5-7 минут максимум. Такими маленьким порциями информация усваивается лучше. После прохождения обучения, человек переходит к тестированию. Практическое задание слушатель курсов получает когда тренер удостоверится в его праве на этот этап. При его выполнении человек может те моменты, которые для него остались неясными, заново просмотреть в нужном блоке и освежить информацию в голове. В завершение у нас проходит либо онлайн-встреча (вебинар), либо очная встреча. В этом случае, когда человек сам изучал материалы, всплывают все моменты, которые он упустил. В процессе приема экзамена тренер закрывает все эти дыры.
Так что, на мой взгляд, онлайн-курсы намного эффективнее, чем очное обучение, так как ты получаешь материал частями, всё обдумываешь, пробуешь поработать, а уже потом говоришь с тренером и задаешь вопросы. При обычном обучении на тебя выливают за раз огромный поток информации. Она плохо усваивается. Даже если мы выдаем материал в виде вебинара, который длится 5 часов, то попробуй отсмотреть его заново, чтобы отыскать нужный момент, требующий разъяснения, или который ты упустил из виду. Это очень тяжело.
Намного легче, когда информация разделена в онлайн-курсе на небольшие блоки. Я очень надеюсь, что вскоре у нас по всем продуктам будет введено онлайн-обучение.
Иван Павлов
старший корпоративный тренер
Иван, как ты готовишься к предстоящим занятиям?
Как правило, подготовка к текущему обучению у меня занимает день-два в фоновом режиме. Иногда подготовка может занять чуть больше времени. В нашем учебном классе восемь компьютеров, в которых установлены стенды («стенд» – продукт компании, установленный в тестовом окружении, в котором можно показать все основные его функции – прим.ред.). После предыдущих занятий в этих компьютерах от первичных настроек практически ничего не остаётся, так как во время обучения люди пытаются экспериментировать и оставляют после себя кучу «мусора», который нам приходится вычищать и откатываться обратно, или заливать всё заново.
А вот подготовка к любому новому курсу у меня, как и у любого тренера, начинается за несколько недель до выпуска релиза. К дате релиза нам нужно успеть много чего подготовить. В это время мы тесно взаимодействуем с разработчиками. Работаем как одна команда, все помогают, а это очень приятно! С приходом в технический департамент Жени Нестерова родилась отличная традиция: заблаговременно перед грядущим релизом специалисты из его команды и менеджеры продуктов из первых уст презентуют будущие фичи продукта департаментам продаж и ИТ-сервисов (последний – это внедрение, аналитики внедрения, тренеры, техподдежка). Из этой встречи мы получаем много нужной и полезной информации. Есть шанс задать вопросы.
Дальше мы берём тайм-аут и начинаем готовиться к релизу: начинается приёмка новой версии продукта. Мне, как ответственному за обучение по Traffic Monitor, предстоит внести изменения в обучающие материалы, дополнить презентации, согласовать обновления к договорам по обучению, придумать новые или обновить старые способы объективной оценки знаний обучаемых, инициировать изменения в трекинговой системе, CRM. Требуется модернизировать онлайн-тесты: добавить/удалить вопросы, прикрутить новые проверки для «отстрела читеров» («читер» – человек, внедряющий код в программу, с целью изменить её ход работы для своей выгоды – прим.ред.). Кроме того мы постоянно разворачиваем и обновляем стенды с нашими продуктами на ферме и в классе, тестируем новые фичи, и даже, бывает, находим баги. :)
Сколько длится обучение у внутренних и внешних клиентов?
Как правило, наши внутренние клиенты проходят обучение на протяжении всего испытательного срока. Есть индивидуальный план, который составляет наставник, и согласно ему новый сотрудник должен в первые две-три недели познакомиться с продуктами. Для некоторых из них у нас есть онлайн-курсы. Там новичок занимается самостоятельно. А, например, по Traffic Monitor – нашему флагманскому продукту, поток обучения такой, что нам пока не хватает мощностей разработать для него онлайн-курс. Здесь сотруднику приходится заниматься очно.
У внешних подрядчиков, инженеров наших партнеров, есть жесткий регламент обучения – два месяца на подготовку к экзамену после обучения, которое длится всего два дня. Остальное время они готовятся самостоятельно, но, конечно же, могут обращаться к нам за уточнениями. То есть два дня они получают от нас информацию и материалы, потом они самостоятельно готовят стенды по заданным критериям, штудируют документацию к продукту, а через два месяца сдают тест и идут на собеседование с тренером.
Откуда черпаешь вдохновение?
Если говорить о подготовке эмоциональной, то это чай-кофе перед занятиями, просмотры каких-нибудь интересных и позитивных новостей, а в целом, чтобы не уставать от монотонности, пробуем использовать новые приёмы в обучении. Если раньше мы долго рассказывали про продукт и давали его пощупать чуть ли не в самом конце, то сейчас стараемся сразу же погрузить людей в среду. Как только они начинают получать первые теоритические знания, тут же пробуем заниматься с каждым практически, выполнять типовые приемы. Тем более всегда на обучение приходят разные люди, каждый со своими вопросами, потребностями и историями. По сути, они и есть источник вдохновения, потому что каждый из них привносит в нашу работу что-то новое.
За какими новыми течениями в сфере корпоративного обучения ты следишь и применяешь ли их на практике?
Мы стараемся делать упор на интерактивное обучение. У нас есть платформа, которая позволяет делать многие вещи: выдавать слушателям тесты в процессе обучения, выкладывать дополнительные материалы. Сплошные плюсы. С одной стороны, дистанционное обучение менее затратное, с другой, оно сейчас в тренде.
Также при очном обучении в классе нам никуда не деться от автоматизации в настройке компьютеров. То есть, когда очередная группа приходит и «убивает» все предварительные настройки, нам необходимо очень быстро все вернуть в исходное состояние или настроить по новой, восстановить, в общем. Вот здесь и помогает автоматизация перезаливки всех наших компьютеров старыми настройками или установка стендов с нуля. Второе бывает даже проще сделать.
Так что у тренеров компании «ИнфоВотч» должны быть очень хорошие технические навыки, потому что мы сами администрируем свои компьютеры, умеем самостоятельно настраивать стенды, и по инструкции можем обучать не только младших специалистов, но и серьезных инженеров.
Какие курьёзные случаи можешь вспомнить из своего опыта работы?
Был такой случай, когда вечером перед обучением крупного заказчика, наш арендодатель выключил электричество. Все наши стенды в учебном классе и на ферме аварийно выключились и после этого завелись не с первой попытки. Когда мы пришли утром и увидели, что ничего не работает, а через час начинается обучение, то бегали как заведённые.
Слава Богу, в тот день всё закончилось удачно, выкрутились
Полное или частичное копирование материалов возможно только при указании ссылки на источник — сайт www.infowatch.ru или на страницу с исходной информацией.