Н. Касперская о кардинальной смене парадигмы разработки ПО

В Москве прошла конференция Diasoft Special Conf, главной темой которой стала цифровая трансформация российского бизнеса. Одна из основных черт этой трансформации — организация непрерывного производства софта. Открыла мероприятие беседа президента ГК InfoWatch, Натальи Касперской с председателем совета директоров компании Diasoft Александром Глазковым. Эксперты обсудили внедрение новой IT-экосистемы, которая позволит российскому бизнесу работать еще эффективнее. Приводим ниже самые интересные моменты этой публичной беседы.

Наталья Касперская:
Расскажите, пожалуйста, о том, для чего необходима цифровая трансформация и каких результатов она позволит добиться? Сложно ли вам было взять на себя риск создания экосистемы для использования всеми возможными отраслями?
Александр Глазков:

За последние пять лет компания Diasoft накопила большой опыт в построении эффективного производства ПО и аккумулировала его в экосистеме цифровой трансформации Digital Q, предназначение которой - создание современной среды для производства софта и глубокой автоматизации всех процессов, которые с ним связаны. Данный продукт непосредственно связан с процессом цифровой трансформации, которая идет сейчас во всем мире. Именно благодаря ей стали возможны такие вещи как непрерывное производство и логистика, работа в режиме нон-стоп, событийно ориентированная архитектура и т.д. Исторически сложилось так, что драйвером этой истории в России была именно банковская сфера, с которой мы успешно работаем.

Для реализации современных требований эффективности нужна глубокая автоматизация, причем, относится это как к работе с людьми, так и к технологическим процессам. Наша система цифровой трансформации позволяет это сделать с таким качеством, которое далеко не каждая компания может обеспечить для себя, действуя в одиночку. Поэтому к нам и обращаются клиенты! Сейчас у нас имеются 34 платформы и все они востребованы.

Наталья Касперская:
А что является основным движителем цифровой трансформации? Что мотивирует компании включаться в этот процесс?
Александр Глазков:

Во многих организациях даже появилась отдельная должность — цифровой директор, которая была введена для обеспечения этого процесса. Зачем это нужно? Ответ прост — это мировой тренд. Его суть — перестать смотреть на данные как на бесполезный мусор и сделать их полезной информацией, которая после соответствующей обработки повышает эффективность управленческих решений. Вторая цель трансформации — непрерывное автоматизированное производство с соответствующим ростом производительности. Изменения в нашей сфере появляются каждый месяц, и они уже поставлены на поток. Таким образом, из стрессовой ситуации, при которой нужно работать по выходным и претерпевать другие неудобства, для компании это стало привычкой и обыденностью.

Наталья Касперская:
Работая в сфере ИБ, я постоянно сталкиваюсь с тем, что каждая новая технология несет риски для своих пользователей. Трансформация — это большой технологический сдвиг. Не опасен ли он?
Александр Глазков:

Я думаю, что мы уже ушли из зоны значительных рисков — продукты сейчас продуманы и собраны в единую среду. При этом, большинство ошибок начального периода уже исправлены такими первопроходцами, как, например, Сбербанк. Наша компания научились на чужих ошибках и старается все делать более эффективно. Сейчас в Diasoft работает порядка 120 команд, каждая из которых ведет по 2–3 продукта. И удачные сборки появляются примерно в 98% случаев. Идеального, конечно, ничего не бывает, но мы постепенно увеличиваем эту долю. Риски всегда есть, просто ими нужно грамотно управлять.

Отмечу, что путь цифровой трансформации в некоторых аспектах довольно сложен и не все могут его реализовать. Простой пример — сейчас компаниям нужно изменить базы данных SQL, но без привлечения иностранных решений это сделать крайне сложно. Некоторые наши конкуренты с данной задачей не справились и заменить Oracle у них не получилось — производительность упала в десятки раз, а это недопустимо. В связи с этим значительная часть рынка сейчас идет в область облачных решений, поскольку в настоящее время очень сильно растет нагрузка на системы и мало что может с ней справиться.

Наталья Касперская:
Скорость работы — это еще и повышенные требования к надежности, не так ли?
Александр Глазков:

Современный стек технологий не подразумевает даже кратковременных остановок — в случае возникновения проблем, системы клонируются для того, чтобы таким образом взять на себя повышенную нагрузку. Поэтому процесс стал гибким и при этом требующим новых архитектурных принципов.

Наталья Касперская:
Насколько быстро компании адаптируются к новой ситуации?
Александр Глазков:

Переход в единое цифровое пространство обычно происходит постепенно — от одной функции к другой. Мы организуем его самостоятельно под требования клиентов, подключая к системе различные сервисы – как новые, так и уже действующие в компании. Сейчас у нас работает порядка 120 команд (по 5-10 человек), занятых созданием функциональных блоков, которые могут развиваться независимо.

Н. Касперская о смене парадигмы разработки ПО

Наталья Касперская:
Начиная с какого размера компании стоит переходить на ваши решения?
Александр Глазков:

Все зависит от наличия в ней внутренней среды. Если она есть, мы разбиваем ее на совокупность понятных задач, которые уже решаются по отдельности. Также мы при необходимости учим внутреннюю команду для дальнейшей разработки решений.

Наталья Касперская:
Какое место в этом занимают вопросы импортозамещения и информационной безопасности?
Александр Глазков:

Многие компании сейчас сопротивляются импортозамещению, поскольку с этим процессом сопряжена высокая нагрузка на бизнес и повышенные риски. Поэтому цифровая трансформация у данных организаций выходит на первый план. Кроме базовых вещей ИБ — таких, как пароли, детектирование закладок и т.д., важно понимать, что нужен контроль над кодом в момент сборки ПО. ИБ нужно заниматься на уровне производства софта — тогда уровень безопасности будет высоким.

Наталья Касперская:
Полагаю, что сейчас мы действительно наблюдаем кардинальную смену парадигмы разработки софта — пожалуй, это событие по своей значимости близко к появлению персональных компьютеров и операционных систем. Уверена, вы справитесь с современными вызовами, и это послужит повышению эффективности российского бизнеса.

Блог Натальи Касперской

Подпишитесь на рассылку INFOWATCH
l.12-.057c.834-.407 1.663-.812 2.53-1.211a42.414 42.414 0 0 1 3.345-1.374c2.478-.867 5.078-1.427 7.788-1.427 2.715 0 5.318.56 7.786 1.427z" transform="translate(-128 -243)"/>