Н. Касперская: быстрые курсы «программистов» — путь к безработице
Почему телефоны нужно сдавать при входе в школу, чем вредны родительские чаты, какие профессии в будущем заменит искусственный интеллект и необходимы ли курсы цифровой гигиены в роддомах? На эти и другие вопросы ответила Наталья Касперская в ходе вебинара «Безопасность детей в эпоху цифрового цунами». Вебинар Натальи Касперской посмотрели родители школьников и учителя практически из всех регионов страны, включая Дальний Восток. Вебинар проводился на сайте «Учитель.Клаб» и в YouTube — канале издательства «Просвещение», выступившего его организатором вместе с движением «Делаем вместе».
ГК InfoWatch — это системообразующая компания, которая занимается разработкой ПО в области ИБ уже без малого 20 лет. Наш основной продукт — это DLP-система InfoWatch Traffic Monitor, необходимая для предотвращения утечек конфиденциальной информации. А всего в нашем портфеле 13 различных продуктов, которыми пользуются организации практически из всех отраслей экономики.
Свои угрозы сейчас несут абсолютно все цифровые технологии, и чем быстрее они внедряются, тем сильнее возрастает их потенциальная опасность, за которой не всегда могут угнаться средства ИБ. Особое внимание здесь стоит уделить развитию интернета вещей. Смартфоны, умный дом, видеокамеры – все это может быть его элементами, которые далеко не всегда обладают необходимой защитой – например, в виде шифрования данных.
Учитывая современные угрозы, мне не нравится такая высокая скорость внедрения цифровой среды. Обычно для изменения образовательных форматов требуется время — оно уходит на привычную отработку подходов и внесение необходимых исправлений. В случае с цифровизацией этого не происходит, и, фактически, сейчас дети используют цифровые устройства чуть ли не с рождения. При этом мы не знаем о том, как и насколько это повлияет на них, когда они вырастут.
Хотя, первые последствия видны уже сейчас — ухудшение зрения, сколиоз и ожирение от малоподвижного образа жизни – вот что происходит, когда смартфон заменяет прогулки и игры на свежем воздухе.
Есть, конечно, в технологиях и свои преимущества — например, они дают быстрый доступ к контенту, позволяют разделять задания по сложности для детей с разными способностями и т.д. Поэтому вместо полного запрета гаджетов стоит вводить ограничения на их использование — например, в школьных классах и на переменах.
На родителей также стоит обратить внимание. Например, я не люблю родительские чатики — за то, что они постоянно перекладывают ответственность за учебный процесс на родителей — например, в части выполнения домашних заданий. Это воспитывает в детях инфантильное поведение.
Совсем нет, ведь быстро нажимать кнопочки на клавиатуре и пользоваться смартфонами — это не показатель какого-то умения. А вот стать учеником специального технического класса с углубленным изучением математики и программирования — совсем другое дело. Люди, которые используют смартфоны – всего лишь их пользователи, а не технические специалисты. Зачастую они даже не знают о том, что находится внутри гаджета и на каких принципах строится его работа — например, из чего состоит железо, как оно взаимодействует с софтом и т.д. Поэтому бабушка, закончившая в молодости техникум и восхищающаяся способности внука пользоваться смартфоном, в реальности может оказаться куда более технически грамотной.
В свое время я прочла интересный роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». Его сюжет состоит в том, что инженер из XIX века попадает в средневековую Британию и обустраивает там жизнь с помощью множества изобретений своего времени. Но для того, чтобы это сделать, ему нужно было обладать обширными знаниями во множестве областей. А теперь представьте, что мы переместили современного обывателя на 3 века назад. Что он сделает? С памятью у него все плохо – тут он полагается на интернет, которого будет лишен, а и инженерные навыки ему не преподавали.
Помимо короткой памяти, для нашей цифровой эпохи характерно клиповое мышление, когда человек постоянно переключается с одного источника информации на другой, а также цифровая зависимость. Так что, сейчас мы вступаем в мир, где присутствует скорее деградация, а не развитие.
Нужно начинать с того момента, когда родители дают ребенку смартфон. Первое правило тут — не использовать его в качестве соски для отвлечения внимания. В таком случае цифровая зависимость развивается очень рано. А лучше всего начинать образование с родителей — например, в роддомах у женщин много свободного времени (по себе знаю), почему бы там не читать просветительские лекции?
Самая большая угроза — это смартфоны. Они очень удобны, а пользоваться ими можно даже не умея читать. Причем, от позитивного контента к разрушительному там всего один шаг — особенно, если речь идет о детях. Они особенно уязвимы для злоумышленников и деструктивных групп, а о вербовке туда родители часто не могут узнать. Я бы не давала смартфон детям в школу, а получение собственного устройства отложила бы на осознанный возраст, поскольку контролировать его достаточно сложно. И, разумеется, ребенку нужно предоставлять альтернативные возможности — такие как спорт и игры с друзьями, во время которых он отвлечется от цифровой среды с пользой для себя.
Сейчас существуют программы родительского контроля — их можно использовать, но только в случае, если вы договорились с ребенком и объяснили ему, что это такое и зачем это нужно.
Цифровой след… само это словосочетание вызывает у меня только негатив. Цифровой след — это та информация, которую устройство собирает о своем пользователе в сети — особенности его поведения, перемещений, сферы общения и т.д. Человек в этом случае оказывается как на ладони. В наиболее безобидных случаях это его положение используется в таргетированной рекламе. Если же след собирается специально, то затем он позволяет осуществлять дальнейший контроль или навязывать человеку то, что ему совершенно не нужно. Все это ведет к цифровому тоталитаризму — прямо как в романе Оруэлла «1984». Тотальный контроль личности уже возможен на современном этапе. Необходимо ли это? У меня большие сомнения на этот счет.
Цифровой мир будет развиваться, и для этого процесса нужны будут люди, создающие и поддерживающие новые технологии — программисты, инженеры, системные администраторы и т.д. Поэтому данные профессии будут крайне востребованы. Но есть тут и исключения. Например, сейчас людям поступает много предложений пройти трехмесячные курсы и стать программистами. Так не бывает — для этого нужно получить хорошее образование. А «трехмесячники», которые занимаются составлением программ из готовых блоков, как раз и будут замещены искусственным интеллектом, поскольку в данной области он будет действовать лучше людей.
Думаю, что туманное будущее также у профессии журналиста, поскольку ИИ сможет неплохо компоновать новости. При этом нужно помнить, что, если человек делает уникальный творческий продукт, то никакой механизм никогда не сможет его заменить. Если же мы говорим о пресловутом «офисном планктоне», то большей части его представителей однозначно придется перепрофилироваться. А вот ручной труд вряд ли будет кем-то заменен. Пиццу развозят настоящие люди, а не дорогие машины.
Друзьями в интернете должны быть только те люди, которых ребенок знает в реальной жизни. Таким образом можно исключить ситуацию, когда какой-то злоумышленник маскируется под другого ребенка и пытается его обмануть со своими целями. Об этих рисках нужно обязательно разговаривать со своими детьми и готовить их как к реальной, так и к виртуальной жизни — со всеми ее преимуществами и угрозами.