Как (не) наломать дров на удаленке

Степан Дешевых, руководитель отдела развития продуктов

К команде InfoWatch я присоединился недавно. Почти сразу заметил, что разработчики пользовались возможностью работать удаленно, а для продактов это почему-то считалось неуместным. Когда мы, продакты, подходили к мероприятиям по «самоизоляции», опыта удаленной совместной работы у нас не было. И это не слишком меня беспокоило, но глядя на статистику и на происходящее в соседних странах, мы осознали, что избежать разобщения не получится, и решили провести «учения». На один день всех сотрудников попросили работать из дома.

И вот что выяснилось:

  • Приходить на веб-встречи лучше заранее (минимум минут за 5), чтобы проверить звук и видео или обновить клиент сервиса конференций.
  • Важную роль играет качество наушников и микрофона. Если есть возможность, лучше приобрести хорошую колл-центровую гарнитуру с узконаправленным микрофоном. Поверьте, это существенно повышает качество общения, исключая посторонние шумы. Конкретную фирму рекомендовать не буду, хотя именно через их гарнитуру Нил Армстронг объявил о своем первом шаге по Луне. И его было неплохо слышно!
  • Пользоваться нужно хорошим каналом связи. Тут, кажется, все очевидно. Кое-кто из моих знакомых обнаружил, что один оператор при номинально равной скорости плохо принимает исходящие потоки данных. Кому-то понадобилась услуга статического IP.
  • Стоит обязательно читать, что пишет команда IT, потому что записей разговоров, когда они понадобились, не оказалось (и это не было ошибкой IT).


За один день мы отловили только очевидные технические и организационные проблемы. Но когда погрузились в режим «самоизоляции» полностью, появилось кое-что ещё, неочевидное:

  • Неудобно пользоваться сервисами организации конференций без прямой интеграции с Outlook (когда Outlook автоматически создает встречу в сервисе и ссылку на нее вставляет непосредственно в приглашение): двойная работа по бронированию встречи сначала в календаре, потом в самом сервисе, потом обновление встречи ссылкой на комнату конференции из сервиса.
  • Сервисы видеоконференций вносят почти неуловимые задержки, серьезно влияющие на качество общения. Помимо этого хуже работают привычные методы управления общением: мимика и жесты, глядя на которые, коллеги лучше понимают, в какой момент кому уместно вступить в разговор. Включение видео здесь помогает плохо. И мы до сих пор не выработали для себя какие-то правила/этику, которая позволила бы общаться через видео также естественно, как это получается при личной встрече.


Технические проблемы где-то решаемы (как с более качественным интернетом), где-то — нет (задержки), но можно к ним приспособиться. Гораздо неприятнее оказались проблемы организационные:

  • В большой организации в каждый момент времени у кого-то точно есть проблемы со связью. Это системно ухудшает возможности и скорость принятия решения. Из-за сложностей с подключением кого-то из ключевых ньюсмейкеров срывались встречи, затягивалось принятие решений.
  • С одной стороны, на удаленке оказалось гораздо проще планировать свое личное время, но быстро собраться и принять какое-то решение стало уже не так просто. Раньше достаточно было поднять голову и с кем-то переброситься парой фраз или сходить в соседний кабинет, теперь же надо, как минимум, позвонить и даже дозвониться.
  • Из-за того, что приходится сидеть по домам, стало непонятно, а чем занята команда? Если в офисе руководитель обычно вполуха слушает разговоры своих подопечных (и таким образом держит руку на пульсе), то тут просто нечего слушать, а читать ленту активности JIRA — ну, очень на любителя занятие.
  • Коллеги погрузились в свой внутренний космос: ощущение «одной волны» пропало, каждый в решении своих задач пошел собственным путем.
  • Вы пробовали брейнштормить на удаленке? С теми самыми задержками, без возможности активно взаимодействовать жестами и мимикой?


С организационными проблемами бороться стали организационными же мерами.

Читать продолжение в нашем блоге на habr

Подпишитесь на рассылку INFOWATCH