АНАЛИТИКА

Международные новости утечек информации, ежегодные аналитические отчеты и статистика по инцидентам за прошедшие годы.

20 октября 2021

Минобороны России готовит порядок обращения со служебной тайной

Министерство обороны Российской Федерации подготовило и опубликовало для общественного обсуждения проект правил обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны.

В прошлом году мы писали о проекте внесения изменений в Федеральный закон "Об обороне", подготовленный Минобороны России, в котором предлагалось ввести понятие «Служебная тайна в области обороны» (статья 3.1).

Через 10 месяцев статья 3.1 была введена Федеральным законом от 11.06.2021 N 172-ФЗ.

В ней, в том числе, говорится, что «Перечень сведений, отнесенных к служебной тайне в области обороны, содержит не отнесенные в установленном порядке к государственной тайне и не являющиеся общедоступными сведения о мероприятиях в области обороны, определенных статьей 2 настоящего Федерального закона», например:

«1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

3) правовое регулирование в области обороны;

4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну в области обороны и служебную тайну в области обороны;

12) развитие науки в интересах обороны; … ».

Формулировка несколько отличается от предложенной в проекте изменений в ФЗ, в т.ч. в ней отсутствует упоминание граждан, остались только органы госвласти и организации.

Интересно, что перечни сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, подлежат опубликованию в открытом доступе, а утверждает их не Президент России, как ранее предлагалось, а руководители соответствующих ФОИВов и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба.

Также в статье указано:

«5. Порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны, определяется Правительством Российской Федерации.

6. Сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, являются информацией ограниченного доступа и не подлежат разглашению.

7. Лица, получившие доступ к информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, обязаны соблюдать конфиденциальность такой информации и не разглашать указанные сведения без согласия соответствующих органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предоставивших данные сведения.

8. Лица, допустившие разглашение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, получившие доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность».

На документах, содержащих сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, должна будет проставляться пометка «Для служебного пользования», со ссылкой на соответствующий пункт перечня, используемого в организации.

По сути, раз ограниченного распространения, не гостайна и должна соблюдаться конфиденциальность, то это конфиденциальная информация, но в документе этот термин не используется.

В проекте изменений ФЗ также был перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне в области обороны. В принятой редакции статьи 3.1 ФО «Об обороне» он отсутствует. Такой перечень теперь содержит проект постановления Правительства РФ (пункт 4 правил). Он включает в себя:

  1. акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
  2. сведения о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическая, гидрометеорологическая, гидрогеологическая, демографическая, санитарно-эпидемиологическая и другая информация, необходимая для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
  3. описание структуры органа исполнительной власти, его функций, направлений и форм деятельности, а также его адрес;
  4. порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;
  5. решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц, рассмотренным в установленном порядке;
  6. сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
  7. документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек, информационных системах организаций, необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан;
  8. информация, содержащаяся в архивных документах архивных фондов (за исключением сведений и документов, доступ к которым ограничен законодательством Российской Федерации).

Обратите внимание, что в проекте были:

  1. сведения, в отношении которых Российская Федерация взяла на себя международные обязательства по их открытому обмену;
  2. сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которых применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне;
  3. сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  4. сведения о фактах нарушения законности органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами;
  5. информация, затрагивающая права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также о правовом положении организаций и полномочиях органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
  6. иная информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.

Они не вошли в проект нового документа, то есть могут попасть в ведомственные перечни сведений, составляющих служебную тайну в области обороны.

В отношении ответственности за нарушение конфиденциальности, как минимум, возможно рассмотреть статью 13.14. «Разглашение информации с ограниченным доступом» КоАП РФ

Общественное обсуждение проекта постановления правительства продлится по 25 октября.

Подпишитесь на рассылку INFOWATCH