АНАЛИТИКА

Международные новости утечек информации, ежегодные аналитические отчеты и статистика по инцидентам за прошедшие годы.

17 августа 2020

Служебная тайна в области обороны

И снова в пятницу, но теперь 14 августа этого года, на сайте https://regulation.gov.ru был опубликован проект внесения изменений в Федеральный закон "Об обороне", подготовленный Минобороны России, в котором предлагается ввести понятие «Служебная тайна в области обороны» (статья 3.1).

За прошедшие выходные многие издания уже опубликовали это событие как новость, но хотелось бы взглянуть на него и с профессиональной стороны.

Ранее мы писали о новом виде профессиональной тайне органов федеральной службы безопасности. И теперь перечень «тайн» - сведений конфиденциального характера снова предлагается пополнить. Причем в этом перечне, утвержденном указом Президента РФ от 6 марта 1997г. №188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" (пункт 3, служебная тайна) есть понятие «служебная тайна» - «Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна»).

Но вот незадача – статья 139 «Служебная и коммерческая тайна» утратила силу с 1 января 2008 г. (Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). И на законодательном уровне понятие служебной тайны снова повисло в воздухе.

Что предлагает Минобороны России:

  • формулировку, что относится к служебной тайне в области обороны, отнесение этой тайны к информации ограниченного доступа, не подлежащей разглашению;
  • перечень сведений, которые не могут быть отнесены к служебной тайне в области обороны;
  • определить, что перечень сведений, составляющих служебную тайну в области обороны должно формировать Министерство обороны Российской Федерации по предложениям других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых для выполнения задач в области обороны, то есть он будет касаться и других федеральных органов исполнительной власти;
  • определить, что перечень сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, а также полномочия государственных органов по отнесению сведений к данной категории должен утверждать Президент Российской Федерации;
  • порядок обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны, должен определяться Правительством Российской Федерации;
  • определить, что «лица, получившие доступ к информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны, обязаны соблюдать конфиденциальность такой информации» и «лица, виновные в разглашении сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, несут предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность».

Заметим, что если в Интернете вы увидели заголовки «Минобороны предложило засекретить…», то они некорректны, ведь «засекретить» относится к работе с государственной тайной, не с конфиденциальной информацией и в проекте сказано, что к служебной тайне не могут быть отнесены «сведения, отнесенные в установленном порядке к государственной тайне, в отношении которых применяются положения законодательства Российской Федерации о государственной тайне».

Антикоррупционная экспертиза предлагаемого законопроекта продлится до 20 августа.

  • В октябре 2021 года мы провели анализ проекта правил обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны (сведения, не составляющие государственную тайну и не являющиеся общедоступными), и о принятом законе
  • Рассмотрели проект приказа «Об утверждении Перечня сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны» от 15.11.2021 г.

Читайте нас в Telegram

Подпишитесь на рассылку INFOWATCH
l.12-.057c.834-.407 1.663-.812 2.53-1.211a42.414 42.414 0 0 1 3.345-1.374c2.478-.867 5.078-1.427 7.788-1.427 2.715 0 5.318.56 7.786 1.427z" transform="translate(-128 -243)"/>