Благоприятные условия труда. Почему не нужно экономить на обустройстве офиса.

Летом в Москве состоялось очередное вручение премии Best Office Awards. Это престижная независимая оценка офисных интерьеров в России, СНГ и Восточной Европе. Среди участников и номинантов премии — концерны с мировой известностью: Microsoft, Nissan, Adidas Group, Energizer, Konica Minolta и другие успешные корпорации, которые в 2017 году открывали новые офисы или проводили реконструкцию старых.

Компании не просто так уделяют много внимания дизайну рабочего пространства. С одной стороны — это поддержание имиджа. Офис часто становится площадкой для переговоров, поэтому должен производить впечатление. Но дело не только в желании показать свою успешность.

В 2017 году компания JLL — мировой лидер на рынке консалтинговых услуг в сфере недвижимости и управления инвестициями — провела опрос «Workplace powered by Human Experience», в котором приняли участие 7364 респондента из 40 компаний в 12 странах мира. Основной задачей исследования было выявить взаимосвязь между хорошо организованным, эстетически привлекательным рабочим местом и повышением производительности сотрудников. Результаты показали, что для 69% опрошенных основным условием плодотворной работы является ощущение счастья на рабочем месте. Если окружающая обстановка способствует этому чувству, то они могут работать с полной отдачей и вовлеченностью в процесс. Для 46% важна креативность офиса и развитая корпоративная культура, 47% заявили о необходимости личного пространства и возможности сконцентрироваться.

По мнению руководителя исследовательской группы Нила Мюррея, работодатели, заинтересованные в развитии бизнеса, не могут себе позволить просто посадить сотрудника за стол и заставить работать с душой. Необходимо создавать атмосферу, которая даст самореализоваться. Внимательное отношение к потребностям персонала принесет реальные выгоды компании.

В подтверждение этого мнения можно привести примеры известных компаний, которые вкладывают инвестиции в создание лучших условий для сотрудников, а в качестве дивидендов получают сплоченный коллектив, который сосредоточен на достижении общих целей. Среди российских корпораций это Яндекс с необычным и креативным офисом на Льва Толстого, Avito со штаб-квартирой в БЦ «Белые сады», Вымпелком с инновационным Agile-офисом на Краснопролетарской. Если говорить о мировых лидерах, то чего только стоит проект будущего отделения Google в Лондоне — помимо всех преимуществ, которыми пользуются сотрудники уже существующих представительств, на крыше нового здания предусмотрен большой парк с футбольным полем!

Когда экономия обходится дорого

Когда нет нормальных условий для работы. Повышение производительности труда сотрудников невозможно без создания минимального комфорта на рабочем месте. В базовом варианте все прописано нормами в СанПиН — температура, освещенность, уровень шума, площадь на каждого сотрудника. Без соблюдения этих норм выполнять свои задачи качественно не сможет никто.

Если в помещении душно или холодно, человек будет думать не о том, как решить поставленную задачу, а о том, когда же наконец закончится рабочий день. То же самое и при недостатке или избытке света — глаза быстрее устают, начинает болеть голова. Поэтому первым делом нужно создать благоприятный микроклимат. Это окупится меньшим числом больничных, снижением утомляемости и лучшей продуктивностью.

Когда сотрудники не чувствуют заинтересованность компании. Если со стороны работодателя человек не видит участия, то энтузиазм рано или поздно угасает, что сказывается на результатах труда. Понятно, что не все могут себе позволить корпоративное футбольное поле, но есть другие способы проявить заботу о своем коллективе. Чай, кофе, легкие закуски — неплохой вариант. По сути, это мелочь, но приятная. Внимание точно найдет отклик, и лояльность подчиненных будет выше.

Если пойти дальше, то стоит подумать о перерывах. Когда основная часть команды работает за компьютерами, лучший перерыв — это физическая активность. Не всегда есть возможность покинуть офис и пройтись. Так почему бы не создать условия на месте? Настольный теннис, аэрохоккей или бильярд позволят отключиться от работы.

Несколько минут нагрузки помогут ускорить кровоток и взбодриться. Это полезно физически и эмоционально, и также даст персоналу сигнал о том, что компании не все равно, как себя чувствуют сотрудники.

Когда интерьер офиса раздражает. Даже новый ремонт и модный дизайн могут повлиять на производительность не так, как это ожидалось. Почему? Известно, что красный и желтый цвета возбуждают, зеленый и голубой — успокаивают, темно-синий — повышает утомляемость и способствует развитию депрессии. Неумелый выбор оттенков скажется на настроении всего коллектива.

Не менее важна эргономика — в слишком тесном пространстве не остается личной зоны, а на больших расстояниях неудобно контактировать по рабочим вопросам. Чтобы реновации пошли на пользу делу, не нужно экономить на услугах профессионального интерьерного дизайнера и архитектора.

А чего хотят сотрудники

Это вопрос, который заслуживает внимания. Руководство, которое думает о том, как повысить производительность сотрудников, должно принимать во внимание их мнение. Только в ходе постоянного взаимодействия можно создать по-настоящему продуктивную обстановку.

Как узнать мнение работников? Можно провести опрос, выслушать представителей коллектива. Это вполне приемлемый способ, но в реализации есть ряд затруднений. Во-первых, не все могут сказать правду из-за боязни быть неправильно понятыми, во-вторых, придется потратить немало времени. И самое главное — если результат не пришелся по душе, открыто об этом скажут немногие.

Есть другое решение, которое позволит узнать настроение в коллективе. Это программы для мониторинга рабочего места. Они интегрируются на ПК и позволяют в автоматическом режиме собирать данные обо всех операциях, включая обмен текстовыми сообщениями и разговоры по Skype.

Такое ПО позволит оценить уровень лояльности каждого сотрудника, выявить причины недовольства, проанализировать успешность нововведений. Для этого отслеживается употребление в любых текстах (почта, мессенджеры) слов-маркеров, которые сигнализируют о тональности высказывания, упоминаниях руководства. Функционал подобных сервисов гораздо шире, но в данном случае — это хороший источник информации, которую можно использовать для поднятия продуктивности и повышения эффективности бизнеса.

Вложения, которые помогут сотрудникам реализоваться, всегда окупаются. Опыт успешных менеджеров это подтверждает. Как сказал в одном из интервью основатель концерна SAP Джеймс Гуднайт, 95% активов компании каждый вечер разъезжаются по домам. Работа руководителя в том, чтобы создать им такую атмосферу, в которую они захотят возвращаться каждое утро.

Подпишитесь на рассылку INFOWATCH