О российских шансах в ИТ-сфере

Увидела статью в Коммерсанте с очередным стенанием по поводу негодных российских технологий и, как водится, не смогла удержаться, чтобы не высказать свое решительное несогласие. 

Наталья Касперская о российских шансах в ИТ-сфере

Увидела статью в Коммерсанте с очередным стенанием по поводу негодных российских технологий и, как водится, не смогла удержаться, чтобы не высказать свое решительное несогласие. И дело не только в броской, но в общем-то хилой аргументации, сколько и в том, что мне хорошо понятны причины  подобных высказываний. Я хорошо знаю спикера  Дмитрия Лощинина. Он последние лет 15 работает в дочке IBS Люксофте. А интересы IBS понятны - большой системный интегратор, построивший бизнес с крупными американскими компаниями по принципу «от вас к нам».  

То, что наши местные интеграторы не любят отечественные ИТ  - тоже понятно. На то есть три объективных причины:

  1. Давние «импортные» связи и устоявшиеся договоренности – это основной капитал таких компаний.
  2. Цена иностранных продуктов - выше, а значит, и маржа интегратора выше. Достаточно вспомнить сделку по продаже Оракла на 148 млн. долларов. Как это можно придумать закупить софта на такую сумму?! Ясно, что отечественный продукт на такую сумму никто не купит. Поэтому торговать местными продуктами тупо невыгодно. Хотя торгуют чем-то, чего нельзя избежать - типа, Касперского или того же Трафик Монитора. 
  3. Попытки IBS/Luxoft сделать собственный продукт как-то не удавались. Единственный более-менее успешный проект – Медиалогия. Сам Люксофт вполне успешен, но их модель - это продажа мозгов на вынос. В интервью так и говорится - "наш оборот растёт на 20-30% в год, на столько же растёт численность персонала".

 А теперь по сути сказанного г-ном Лощининым.

1. Тезис о якобы открытой конкуренции - есть полная лажа. Нет никакой честной и открытой конкуренции. Рынок более-менее поделен между глобальными корпорациями, которые конкурируют не столько качеством продукта, сколько маркетинговыми возможностями. Причём возможности эти реализуются разными неприятными способами. Например, как Интел - приходит на рынок страны, заливает его деньгами, вставляя "Интел инсайд" в каждый журнал, а через 5-6 лет, когда все привыкнут, прекращает рекламу и собирает урожай. Другие опускают цену до нуля и держат её столько, сколько надо, чтоб умерли местные производители. Третьи влезают в образовательные учреждения и платят, чтоб студентов учили их технологиям. Четвертые дают лютые откаты до 70% от сделки. Большинство комбинирует эти "технологии продвижения".  Интересно, что подобные методы недоступны мелким компаниям в принципе. Вне зависимости от качества их технологии.

2. Теперь про качество технологий. Тезис про автомобили и "Жигули" мы слышим каждый раз, когда заходит речь об импортозамещении. Вот мы, типа, не можем произвести автомобиль, как ни тужимся. Это неправда. Мы, может, не умеем производить автомобили класса Люкс, но это потому, что у нас вообще плохо обстоит с производством люксовых вещей - 70 лет социализма со счетов не скинешь. Зато наши Камазы, хоть и появившиеся когда-то как синтез зарубежных технологий, сегодня считаются самыми надёжными в мире, неизменно побеждают и французов и немцев, не говоря уж об американцах.  Наши Нивы оказались родоначальником класса  мини-джипов в массовом сегменте. Наши Уралы и Белазы (считаем Беларусь родственной территорией) - лидеры в своих классах. Это не говоря про военные машины, кои по многим параметрам лучшие в мире. Да, мы не умеем делать красивые машинки. Ну и хрен с ними – у нас своя специализация. Надёжные и ремонтопригодные механизмы для плохих дорог.

3. От технологий автомобильных перейдём к информационным. И тут нужно сильно умудриться, чтобы не заметить, что в России есть компании мирового уровня. Их мало и потому их нельзя считать общим правилом, они, скорее, исключения. Вопрос - почему? Потому ли, что мы не можем рождать технологии? Недавно меня выбрали экспертом в Экспертный совет по отечественному ПО, и я имею возможность видеть, какие продукты подают в Реестр. Я знала, что у нас есть кое-какие разработки. Но даже представить не могла масштаб. Ежемесячно мы рассматриваем 600-700 заявок. Продуктов в Реестре уже более 1000. И это еще близко не конец. Какие-то системы для пром. предприятий, узкоспециализированный софт для энергетики и нефтехимии, построение матмоделей и анализ Больших данных - чего только нет.  Но большинство продуктов имеют плохие и громоздкие описания, сложны для понимания, не умеют себя презентовать. И в этом, в слабости маркетинговой упаковки, а вовсе в неспособности создать что-то - я вижу основную проблему отечественных ИТ.  То есть проблема не в проектировании или производстве, а в умении коммерциализировать. Опять же, 70 лет социализма... Мы не умеем втюхивать так ловко, как американцы, которые делают это последние 200 лет. И у нас нет столько денег, сколько у США, которые эти деньги печатают. Но если взвесить относительно нашей денежной массы, то уровень технологического развития на $1 у нас будет выше, чем в США. Т.е. за имеющиеся у нас деньги мы делаем сильно больше, чем американцы за те же деньги.

Поэтому я не сторонник слушать пророков из Люксофт. Парадигма разработки на заказ - невыгодная для России, поскольку:

  • у нас  в стране мало людей (150 млн. против 1,2 млрд. у китайцев и 1 млрд у индусов),
  • наши люди дорого стоят (зарплаты разработчиков до кризиса были как в Европе, сейчас лишь немного ниже),
  • полученная интеллектуальная стоимость утекает за рубеж, а Россия с этого получает только налоги на персонал.

Поэтому пусть профессиональные импортеры ругают отечественные разработки. А мы пока будем создавать технологии мирового класса. Как Антивирус Касперского или от DLP InfoWatch.

С уважением,  НК

P.S. Да, я еще забыла упомянуть санкции. Чудесна рекомендация использовать продукцию лучших мировых компаний, когда те в любой момент могут прекратить поддерживать свой продукт, за который клиент заплатил деньги, потому что  Россия опять сделала что-то такое, что от этого клиента ну никак не зависит. Когда Оракл прекратил поддержку СМП-банка и другая зарубежная компания (уточняю - это не Симантек) вообще прекратила поддержку своих технологий в РФ, то все вдруг задумались. И тут оказывается, что качество технологий - вообще может быть не главным...

 

Подпишитесь на рассылку INFOWATCH