Access web Add modules industryArtboard 58 Analyse App control Created with Sketch. Adv_Artboard 21 industryArtboard 61 Oficer Adv_Artboard 22 Ресурс 31 Business process icon Created with Sketch. Business Shape Created with Sketch. Artboard 13 Central policy Certificate Chain Adv_Artboard 27 Combined Shape Copy 3 Created with Sketch. Artboard 50 Artboard 48 Artboard 51 Artboard 47 Artboard 46 Artboard 49 Shape Created with Sketch. Cloud B7B55A6B-30C0-4E73-9637-1794E793654E Created with sketchtool. B3F1D6A1-80F6-48B0-9EBD-786404E82049 Created with sketchtool. Shape Created with Sketch. Соц.Ответств._Artboard 29 Cup Artboard 12 Delete Develop Mobile control Detect data Corporate devices icon Created with Sketch. Use Development Монтажная область 52 Effective Ресурс 29 icon Created with Sketch. Created with Sketch. industryArtboard 56 Соц.Ответств._Artboard 28 785FDCCF-4DD0-4D89-92DF-A0C4AC73109E Created with sketchtool. 5F4F180E-E1AA-4429-9F5C-BB866CAD85FA Created with sketchtool. Ресурс 26 Fill 1 Created with Sketch. Flash Adv_Artboard 23 Ресурс 28 industryArtboard 54 Ресурс 35 Adv_Artboard 19 Hidden app Adv_Artboard 24 Page 1 Created with Sketch. CityArtboard 17 1451A714-6689-46A8-8D48-D7A246F52BE2 Created with sketchtool. industryArtboard 59 Like Group 9 Created with Sketch. Locking Mail Main modules Adv_Artboard 20 Created with Sketch. Messenger Microscope CityArtboard 18 industryArtboard 55 Effective PC Ресурс 30 Report PC IT Ресурс 34 industryArtboard 60 Shape Created with Sketch. 4658DE58-0BFB-4713-AC6C-19C0753FDB86 Created with sketchtool. Photocamera Printer automatic scan icon Created with Sketch. Report icon Created with Sketch. Safe web_1 Safe Safety CityArtboard 14 industryArtboard 57 Scale Соц.Ответств._Artboard 30 Lingvo search Technology search Shape Created with Sketch. Secure Computer Flash Messenger Notebook Printer Smartphone Web Server 56B89AD1-943C-4CF7-8FC3-C3DD35C6EE7C Created with sketchtool. Skills industryArtboard 53 Smartphone Facebook Copy_White Created with Sketch. LinkedIN Copy_White Created with Sketch. Telegram_White Created with Sketch. Twitter_White Created with Sketch. VK_White Created with Sketch. Socials icon Created with Sketch. Structure web Created with Sketch. Created with Sketch. Fill 1 Created with Sketch. Adv_Artboard 25 Update_1 Created with Sketch. Created with Sketch. Artboard 11 Fill 1 Created with Sketch. Web 1 2_1 3 4 Created with Sketch. Safe
13 марта 2017

Один день в профессии "Корпоративный тренер"

Есть такое призвание – людей обучать. Кто-то передаёт свои знания детям, а кто-то работает со студентами. А ещё есть корпоративные тренеры, которые помогают компании выращивать будущих профессионалов, а партнерам – эффективнее работать с нашими продуктами. Вот о том, кто такой корпоративный тренер и чем он занимается, мы поговорим в рубрике «Один день в профессии».

Ирина Рыжкова
ведущий корпоративный тренер

Ирина, как давно ты работаешь корпоративным тренером?

Корпоративным тренером я работаю уже три года. До прихода в ИнфоВотч была специалистом по защите информации в компании «РЖД». Изначально в ИнфоВотч мне предложили должность инженера внедрения. Тогда я подумала, что мне предстоит заниматься чем-то другим. Но когда прошла собеседование, поняла, что это та же информационная безопасность, только специфика задач интереснее, чем у просто специалиста по безопасности.

Я была очень рада, когда меня пригласили в ИнфоВотч. Первое время усиленно изучала материалы, участвовала в проектах. Было дико интересно. Но со временем стало понятно, что девушка инженер-внедрения – это не очень правильно: нужна мужская сила! :) В тот момент требовались специалисты в техническую поддержку и меня перевели туда. Практически сразу я поняла, что это направление не мое. Благо, что наша компания заботится и ценит сотрудников, меня услышали и перевели в отдел обучения, который стремительно развивался на тот момент и нуждался в дополнительных кадрах.

Чем привлекает тебя такая профессия?

Первый год я старательно вникала во все рабочие процессы. Мне было безумно интересно рассказывать про продукт, общаться с новыми людьми. Лично для меня здесь было больше творческой составляющей, чем в технической поддержке. Когда ты что-то создаешь, это намного круче, чем когда просто что-то эксплуатируешь. У нас есть такая возможность!

Создавая продукт и обучая ему других, ты видишь результаты своей работы. Это именно то, что меня вдохновляет, дает силы работать. Я чувствую, что реализовываю себя как профессионал. Ведь ты не просто людей обучаешь, но и сам при этом постоянно растешь.

Какие творческие подходы используешь в работе?

В связи с ростом нагрузки и количества продуктов, которые мы обслуживаем, момент творчества постепенно уходит на задний план. Я очень надеюсь, что скоро можно будет выдохнуть и снова начать творить. Конечно, невозможно повторять одно и то же на протяжении трёх лет, чтобы не выгорать. Поэтому я давно лоббирую тему онлайн-обучения. То, что мы делали для внутреннего обучения, пора обновлять. На это сейчас катастрофически не хватает времени. Как только высвободится минутка и появятся новые люди в нашем отделе, то откроется второе дыхание, и мы обязательно всё обновим, сделаем более качественный контент, видеоролики.

Для этих целей меня отправляли на курсы Adobe Premiere. Сейчас я уже самостоятельно, по своей собственной инициативе и в свое свободное время, изучаю Adobe After Effects для того, чтобы иметь возможность создавать качественный контент. Теперь я очень хочу применить полученные знания на практике.

Расскажи, пожалуйста, как строится твой рабочий день? Чем приходится заниматься?

У нас есть определенное расписание, и в зависимости от него мы проводим внутреннее и внешнее обучение, сертификации. Получается, что каждый день у нас разный, но из недели в неделю расписание повторяется. У меня много должностных обязанностей. Я занимаюсь вводным обучением для новых сотрудников, отвечаю за учебный портал. Сейчас мы перешли на онлайн обучение, и я назначаю курсы, отсылаю новечкам приветственные письма, поддерживаю их в течение месяца, пока они обучаются.

К отделу обучения прикреплен контроль качества работы инженеров технической поддержки – а это коучинг. За него я также ответственная, веду регламент контроля качества работы. Еженедельно у нас проходят калибрационные встречи (калибровка мнений группы коучинга для установления стандартов тренинга – прим.ред.), на которых мы разбираем те или иные тикеты, выявляем проблемы, устанавливаем новые правила, разговариваем с инженерами, указываем, на что стоит обратить внимание. Если инженер хорошо работает, то наоборот проводим мотивационную встречу, хвалим его и поддерживаем в работе, чтобы он не занижал планку и понимал, что его работу видят и ценят.

Каждую среду мы принимаем экзамены как у внешних подрядчиков, так и у внутренних. Порой можно в течение всего дня сидеть, не вставая на перерыв, и принимать экзамены. Это непростое дело! На одного человека уходит минимум час, и за это время тебе нужно убедиться, что человек полностью знает систему, владеет всей необходимой информацией и достоин сертификации.

Вместе с Иваном Павловым мы проводим регулярные внутренние и внешние обучения. Внешние – для заказчиков и партнеров, внутренние – для наших инженеров. Они проходят каждую неделю по четвергам и пятницам. Это два полноценных дня, когда мы работаем с клиентами, партнерами. А в понедельник мы эту работу доделываем – заводим сертификации по каждому из этих людей, рассылаем письма, выдаём материалы после обучения, консультируем, каким образом будет приниматься экзамен, и т.д.

На все эти процессы уходит много времени. Иногда случаются внеплановые обучения.

Ещё я отвечаю за обучение по Endpoint Security, Targeted Attack Detector и Attack Killer. Но эти продукты у нас не настолько популярны как Traffic Monitor. Сделав онлайн-курсы для Endpoint Security и для Targeted Attack Detector, я мечтаю разработать их и для других наших продуктов.

Я считаю, что это идеальный вариант. Основываясь на моём опыте и отзывах людей, которые проходили наше обучение, онлайн-курсы наиболее эффективны, потому что, во-первых, человек может приступить к занятиям в удобное для него время, а во-вторых, обучение будет разбито на маленькие блоки, которые длятся 5-7 минут максимум. Такими маленьким порциями информация усваивается лучше. После прохождения обучения, человек переходит к тестированию. Практическое задание слушатель курсов получает когда тренер удостоверится в его праве на этот этап. При его выполнении человек может те моменты, которые для него остались неясными, заново просмотреть в нужном блоке и освежить информацию в голове. В завершение у нас проходит либо онлайн-встреча (вебинар), либо очная встреча. В этом случае, когда человек сам изучал материалы, всплывают все моменты, которые он упустил. В процессе приема экзамена тренер закрывает все эти дыры.

Так что, на мой взгляд, онлайн-курсы намного эффективнее, чем очное обучение, так как ты получаешь материал частями, всё обдумываешь, пробуешь поработать, а уже потом говоришь с тренером и задаешь вопросы. При обычном обучении на тебя выливают за раз огромный поток информации. Она плохо усваивается. Даже если мы выдаем материал в виде вебинара, который длится 5 часов, то попробуй отсмотреть его заново, чтобы отыскать нужный момент, требующий разъяснения, или который ты упустил из виду. Это очень тяжело.

Намного легче, когда информация разделена в онлайн-курсе на небольшие блоки. Я очень надеюсь, что вскоре у нас по всем продуктам будет введено онлайн-обучение.

Иван Павлов
старший корпоративный тренер

Иван, как ты готовишься к предстоящим занятиям?

Как правило, подготовка к текущему обучению у меня занимает день-два в фоновом режиме. Иногда подготовка может занять чуть больше времени. В нашем учебном классе восемь компьютеров, в которых установлены стенды («стенд» – продукт компании, установленный в тестовом окружении, в котором можно показать все основные его функции – прим.ред.). После предыдущих занятий в этих компьютерах от первичных настроек практически ничего не остаётся, так как во время обучения люди пытаются экспериментировать и оставляют после себя кучу «мусора», который нам приходится вычищать и откатываться обратно, или заливать всё заново.

А вот подготовка к любому новому курсу у меня, как и у любого тренера, начинается за несколько недель до выпуска релиза. К дате релиза нам нужно успеть много чего подготовить. В это время мы тесно взаимодействуем с разработчиками. Работаем как одна команда, все помогают, а это очень приятно! С приходом в технический департамент Жени Нестерова родилась отличная традиция: заблаговременно перед грядущим релизом специалисты из его команды и менеджеры продуктов из первых уст презентуют будущие фичи продукта департаментам продаж и ИТ-сервисов (последний – это внедрение, аналитики внедрения, тренеры, техподдежка). Из этой встречи мы получаем много нужной и полезной информации. Есть шанс задать вопросы.

Дальше мы берём тайм-аут и начинаем готовиться к релизу: начинается приёмка новой версии продукта. Мне, как ответственному за обучение по Traffic Monitor, предстоит внести изменения в обучающие материалы, дополнить презентации, согласовать обновления к договорам по обучению, придумать новые или обновить старые способы объективной оценки знаний обучаемых, инициировать изменения в трекинговой системе, CRM. Требуется модернизировать онлайн-тесты: добавить/удалить вопросы, прикрутить новые проверки для «отстрела читеров» («читер» – человек, внедряющий код в программу, с целью изменить её ход работы для своей выгоды – прим.ред.). Кроме того мы постоянно разворачиваем и обновляем стенды с нашими продуктами на ферме и в классе, тестируем новые фичи, и даже, бывает, находим баги. :)

Сколько длится обучение у внутренних и внешних клиентов?

Как правило, наши внутренние клиенты проходят обучение на протяжении всего испытательного срока. Есть индивидуальный план, который составляет наставник, и согласно ему новый сотрудник должен в первые две-три недели познакомиться с продуктами. Для некоторых из них у нас есть онлайн-курсы. Там новичок занимается самостоятельно. А, например, по Traffic Monitor – нашему флагманскому продукту, поток обучения такой, что нам пока не хватает мощностей разработать для него онлайн-курс. Здесь сотруднику приходится заниматься очно.

У внешних подрядчиков, инженеров наших партнеров, есть жесткий регламент обучения – два месяца на подготовку к экзамену после обучения, которое длится всего два дня. Остальное время они готовятся самостоятельно, но, конечно же, могут обращаться к нам за уточнениями. То есть два дня они получают от нас информацию и материалы, потом они самостоятельно готовят стенды по заданным критериям, штудируют документацию к продукту, а через два месяца сдают тест и идут на собеседование с тренером.

Откуда черпаешь вдохновение?

Если говорить о подготовке эмоциональной, то это чай-кофе перед занятиями, просмотры каких-нибудь интересных и позитивных новостей, а в целом, чтобы не уставать от монотонности, пробуем использовать новые приёмы в обучении. Если раньше мы долго рассказывали про продукт и давали его пощупать чуть ли не в самом конце, то сейчас стараемся сразу же погрузить людей в среду. Как только они начинают получать первые теоритические знания, тут же пробуем заниматься с каждым практически, выполнять типовые приемы. Тем более всегда на обучение приходят разные люди, каждый со своими вопросами, потребностями и историями. По сути, они и есть источник вдохновения, потому что каждый из них привносит в нашу работу что-то новое.

За какими новыми течениями в сфере корпоративного обучения ты следишь и применяешь ли их на практике?

Мы стараемся делать упор на интерактивное обучение. У нас есть платформа, которая позволяет делать многие вещи: выдавать слушателям тесты в процессе обучения, выкладывать дополнительные материалы. Сплошные плюсы. С одной стороны, дистанционное обучение менее затратное, с другой, оно сейчас в тренде.

Также при очном обучении в классе нам никуда не деться от автоматизации в настройке компьютеров. То есть, когда очередная группа приходит и «убивает» все предварительные настройки, нам необходимо очень быстро все вернуть в исходное состояние или настроить по новой, восстановить, в общем. Вот здесь и помогает автоматизация перезаливки всех наших компьютеров старыми настройками или установка стендов с нуля. Второе бывает даже проще сделать.

Так что у тренеров компании «ИнфоВотч» должны быть очень хорошие технические навыки, потому что мы сами администрируем свои компьютеры, умеем самостоятельно настраивать стенды, и по инструкции можем обучать не только младших специалистов, но и серьезных инженеров.

Какие курьёзные случаи можешь вспомнить из своего опыта работы?

Был такой случай, когда вечером перед обучением крупного заказчика, наш арендодатель выключил электричество. Все наши стенды в учебном классе и на ферме аварийно выключились и после этого завелись не с первой попытки. Когда мы пришли утром и увидели, что ничего не работает, а через час начинается обучение, то бегали как заведённые.

Слава Богу, в тот день всё закончилось удачно, выкрутились

Подпишитесь на рассылку INFOWATCH